Кровля в строительстве

Рожденные в СССР: такси минивэн, умный дом и легендарная авоська

29.10.2018 14:38

Рожденные в СССР: такси минивэн, умный дом и легендарная авоська

В Тюмени завершает работу выставка «История российского дизайна 1917-2017» в музейном комплексе имени И. Я. Словцова. В ней были представлены экспонаты Московского музея дизайна. Выставка наглядно демонстрирует, что дизайн в советские годы был, а вот само слово считалось буржуазным, поэтому широко не использовалось. Его заменили художественным конструированием. На лекции заместитель директора по развитию Московского музея дизайна и со-куратор выставки Ольга Дружинина рассказала о том, когда впервые в нашей стране задумались о необходимости промышленного дизайна, этапах его развития и интересных реализованных и не реализованных проектах.

Рожденные в СССР: такси минивэн, умный дом и легендарная авоськаКак оказалось, история промышленного дизайна началась в 1946 году с разработки купейных и плацкартных вагонов. Ранее советская промышленность выпускала лишь товарные вагоны либо вагоны для перевозки скота. После войны задумались о комфорте пассажиров. За разработку вагонов взялся директор Архитектурно-художественного бюро Юрий Борисович Соловьев. Позже он возглавит Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. К делу товарищ подошел очень ответственно и создал макет плацкартных мест и купе в натуральную величину. Разработку сразу внедрили в серию.

Потом были Фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957 год) и американская выставка в Сокольниках (1959 год), на которых большие массы советских людей увидели качественные и удобные в быту товары, которые были лучше отечественных. Потом появилась сеть конструкторских бюро по всей стране. Одна деталь. Ольга Дружинина рассказала, как перед запуском в серийное производство нового трактора его тестировали специалисты отдела эргономики ВНИИТЭ, устанавливали повсюду датчики и длительное время выясняли, насколько трактористу будет удобно работать на новой технике. По тому же принципу создавались и новые станки.

Лектор рассказала, как на основе словесных портретов потребителей создавались новые товары, как знаменитый американский дизайнер Раймонд Лоуи разработал для завода «ЗИЛ» четырехкамерный холодильник, автомобиль, черты которого легли в основу вазовской «восьмерки».

В 1964 году ВНИИТЭ представил макет автомобиля такси, максимально адаптированного для пассажиров: у него были сдвижные двери, заниженная посадка. Этот проект был использован при создании первого советского микроавтобуса РАФ «Латвия». В 1965 году был разработан «БелАЗ», в 1979 году был создан макет комфортного снегохода, но до детальной разработки дело так и не дошло.

Оказалась забытой и идея ВНИИТЭ о раздельном сборе мусора. Были даже разработаны проекты, но они так и остались на бумаге. И это 1979-1985 годы!

Рожденные в СССР: такси минивэн, умный дом и легендарная авоськаПоражает своей дальновидностью и проект умного дома «СФИНКС», рожденный в 1986 году. Как подчеркнула Ольга Дружинина, этот проект не был фантастическим, в его основе лежали уже разработанные технологии, их нужно было только собрать воедино и запустить в серию.

На лекцию пришли около 30 тюменцев. Некоторые из них по просьбе организаторов выставки принесли с собой интересные вещи из прошлого. Среди них оказалась авоська. Сумку в виде сетки по праву называют одним из символов СССР. Что интересно, цена настоящей авоськи из социалистического прошлого доходит до 2000 рублей. Об этом корреспонденту МегаТюмени рассказала хозяйка раритета. Хотя в Интернете авоську можно купить и за 150-200 рублей, но, судя по всему, это китайские подделки.

Рожденные в СССР: такси минивэн, умный дом и легендарная авоськаОльга Дружинина пояснила, что это название закрепилось за «сетчатой сумкой» еще в 30-е годы, когда был дефицит продуктов в магазинах. Люди брали «сетку» и говорили в шутку: «Авось что-нибудь куплю».

Источник

Читайте также
| Карта сайта: XML | HTML